|
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) |
Уроки:
â " Скрещение человеческих и поэтических судеб М.Цветаевой и Б.Пастернака"
â "Здесь духа мощного господство, здесь утонченной жизни цвет..."
â "Почему мы, Русь, - несчастнее других?"
|
УРОК - РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: «Здесь духа мощного господство, здесь утонченной жизни цвет...» (Лирика А.А. Фета и Ф.И. Тютчева)
Цель: воспитать чувство прекрасного, любовь к поэтическому слову. "... через головы современников передадут мой труд грядущим поколеньям" Шопенгауер Весна... Природа просыпается, все тянется к свету, теплу. Звенит капель, бегут ручьи, пригревает ласковое солнышко. В такой день можно долго бродить по знакомым улицам родного города, мечтать, вслушиваться, думать... И то ли от шаловливого весеннего ветерка, то ли от дурманящего запаха освободившейся от снега земли душу переполняют чувства, которые нельзя передать обычными словами: хочется петь, читать стихи. Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят, Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут, и гласят. Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед». Прекрасные строчки, знакомые с детства. Кому принадлежат они? Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало, Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой. Вторит Тютчеву другой русский поэт А.Фет. Сегодня мы прикоснемся к вершинам русской классической поэзии - поразмышляем над бессмертными строчками А.Фета и Ф.Тютчева. К сожалению, и при жизни, и долгое время после смерти поэтов их лирические шедевры оценивались не по законам искусства, а с точки зрения их социальной значимости, с классовых позиций. Следует отметить, что поначалу появление лирических откровений Фета и Тютчева сопровождались положительными откликами. Но позднее, когда накануне крестьянской реформы и после нее обострились социальные противоречия, и на страницах журнала «Современник» развернулась общественно-политическая борьба, оценка творчества Фета и Тютчева резко изменилась. Революционно-демократическая критика все чаще и чаще отзывается о них недоброжелательно. Например, Зайцев, друг Писарева, потешался над Фетом, а Чернышевский писал: «Есть у него стихи очень миленькие, только все они такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если б научилась писать стихи, - везде речь идет о впечатлениях и желаниях, существующих и у лошади, и у человека». Я знавал Фета, он положительно идиот: идиот, каких мало на свете...» Отношение к творчеству Тютчева и Фета изменилось в начале XX века, когда последовали одно за другим выступления поэтов - символистов, Бальмонта, Брюсова, в которых подчеркивались высокие достоинства их произведений. После 17 года поэзии Тютчева и Фета, как эстетическая теория «чистого искусства», вновь была подвергнута нападкам, что и предопределило содержание публикаций последующих десятилетий. Даже в «Литературном энциклопедическом словаре» / изд. 1987 г./ в статье «Искусство для искусства» можно найти такие рассуждения: «...марксистская эстетика «непримирима к антиобщественным тенденциям в литературе... художники и поддерживающие их теоретики «чистого искусства» стремятся воссоздать мир красоты помимо и вопреки действительности». Подобные высказывания можно найти и в старых учебниках литературы для 10 класса. Наша задача сегодня - «выпрямить» взгляд на творчество великих поэтов, постараться понять их стихи и оценить по достоинству. Когда знакомимся с творчеством того, или иного поэта, мы прежде всего обращаемся к его Музе. Что вы знаете о Музе Пушкина, Лермонтова, Некрасова? Какой представляется вам Муза Тютчева и Фета? Музу Фета приходится почти только угадывать по его произведениям, как Золушку по башмачку. О своей музе Фет говорил: Цветы последние в руках ее дрожали, Отрывистая речь была полна печали, И женской прихоти и серебристых грез, Невысказанных мук и непонятных слез.
Тютчев не
посвящал стихов своей Музе, как другие поэты. Он ... Муза, правду соблюдая, Глядит, и на весах у ней Вот эта книжка небольшая Томов премногих тяжелей. Как вы понимаете эти строчки? Наверное непризнание при жизни, это судьба многих настоящих поэтов. М.Цветаева писала: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». Сегодня настал черед говорить о поэзии и судьбе Фета и Тютчева. Как сложилась судьба Фета? /Рассказать кратко все, кроме истории любви с М.Л./ Только в 1873 г. Была наконец утверждена за А.А. отцовская фамилия Шеншишна, со всеми связанными с нею правами. Несмотря на все жизненные перипетии, душевные качества Фета представляли собой явление необыкновенное. Он был человеком доброжелательным, внимательным к окружающим. В своей личной судьбе, в своем частном бытии Тютчев бесконечно сложный человек, как бы весь сотканный из противоречий и разногласий. Вот хотя бы одна из характерных противоречий тютчевской жизни: поэт был постоянно погружен - как мало кто из людей - в сокровенный мир глубоко личных переживаний и в то же время непрестанно мыслил о судьбах России, Европы, целого мира. Воспитанный в богатой дворянской семье, получивший блестящее образование, Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел, путешествует по Европе, встречается с интереснейшими людьми. Но судьба складывается так, что в конце концов Тютчев отказывается от успехов литературных и служебных, но он не может подавить в себе энергию мысли и деятельности, которая искала себе применения. Таким он оставался до конца своих дней. Аксаков вспоминал, как в разговорах с этим седовласым, нередко хворым, чуть не 70-летним стариком, почти всегда зябнувшим и согревающимся пледом, не помнилось об его летах. Это был пламень сам из себя возгоревший. Даже на смертном одре мысль Тютчева продолжала пульсировать. Прикованный к постели, с ноющей и сверлящей болью в мозгу, не имея возможности ни подняться, ни перевернуться без чужой помощи, с голосом едва внятным, он дивил врачей и посетителей блеском своего остроумия. У нас была такая задумка: провести урок отдельно по творчеству Фета и Тютчева. Почему мы от нее отказались? /Ответ учащихся/. Судьбы разные - но поэзии присущи многие общие черты. Какие? Рассмотрим основные мотивы лирики Фета и Тютчева в единстве. Из всех лирических поэтов, доселе живущих, ни один до такой степени не сумел себе усвоить чисто философский дух и остаться притом исключительно поэтом, как Фет. Фет - золотое звено, связующее красоту с истиною, золотой мост между поэзией и философией. Его стихи требуют долгого и вдумчивого изучения. Его рассуждения не дают покоя нам с вами. Зачем человек живет? Для какой цели родился? Почему одного посещает удача, а другого преследует рок? Фет не материалист, а мистик. Докажите это. / Учащиеся читают и анализируют стихотворение «Ласточка»./ Ласточка Природы праздный соглядатай, Люблю, забывши все кругом, Следить за ласточкой стрельчатой Над вечереющим предом... Вот понеслась и зачертила И страшно, чтобы гладь стекла Стихией чуждой не схватила Молниевидного крыла, - И снова то же дерзновенье И та же темная струя. Не таково ли вдохновенье И человеческого я? Не так ли я сосуд скудельный, Дерзаю на запретный путь, Стихии чуждой, запредельной, Стремясь, хоть каплю зачерпнуть? Как вы понимаете смысл стихов? Мысли Тютчева - это подземные ключи, которыми питается его философская лирика, они дают ей несокрушимую силу. Поэт стремится познать вечное, определить вечное. Но всякое человеческое знание обречено. Сущность бытия: хаос, тайна. Как жадно в небо рвешься ты, Но тень незримо роковая Твой луч упорно преломляя, Свергает в брызгах с высоты. Как бессильна человеческая мысль, так бессильно и человеческое слово. Тютчев живо ощущал это бессилие. Он сравнивал свою мысль с подстреленной птицей. Не удивительно поэтому, что в самом своем задушевном стихотворении, он оставляет нам такой суровый совет: «Молчи, скрывайся и таи:...» Каково ваше впечатление от этого стихотворения? Звучит мелодия из «Времен года». Без сомнения творчество Тютчева и Фета свидетельствует о желании быть певцами русской природы. Какое впечатление на вас произвели стихи Фета и Тютчева о природе? Сравните манеру описания природы Тютчевым и Фетом. /Учащиеся анализируют стихи о природе, сравнивают/. Вывод. Фет подходит к изображению пейзажа не так, как многие его современники. Пейзажные зарисовки насыщены множеством деталей, которые не ускользают от чуткого и внимательного наблюдения. Шепот, робкое дыханье, Трели соловья... Когда вы читали стихи у вас создавались определенные ассоциации, впечатления. Вы закрывали глаза и мысленно представляли себе... Какие репродукции к стихам Тютчева и Фета вы подобрали? Почему? Очень часто творчество Фета сравнивают с творчеством импрессионистов /Показываю работы Юросова - Мусатова/. Почему? /Романс «На заре ты ее не буди...»/ Заметили ли вы разницу в восприятии природы Тютчевым и Фетом? Вывод: у Фета сердце человеческое среди природы: У Тютчева человек подчиняет своим радостям равнодушную природу. Для Тютчева человек лишь «Греза природы». Во многих стихах поэта звучит благоговейное преклонение перед природой. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Все в природе для Тютчева живо, все говорит с ним понятным сердцу языком. Он жалеет тех, перед кем леса молчат, перед кем ночь темна. Стихи Тютчева о природе - это всегда страстное признание в любви к ней. По сравнению с жизнью человека, ничтожной и жалкой, в природе все прекрасно и гармонично, а человек перед природой сирота бездомный. Человек приносит в природу дисгармонию. Встречались ли вы с другим взглядом на природу? В каком произведении? / «Отцы и дети»./ Как мало быть добрым и ясным душою, любоваться и наслаждаться природой: в жизни приходиться действовать, принимать те или иные решения в зависимости от своих нравственных воззрений, от понимания добра и зла. Не лжива юная отвага. Согнись над роковым трудом - И мир свои раскроет блага, Но быть не мысли божеством! И даже в час отдохновенья, Подъемля потное чело, Не бойся горького сравненья И различай добро и зло. В своей жизни поэты не раз сталкивались с этими нравственными понятиями, да они и сами являлись носителями добра, а иногда даже и зла, особенно в любви. Какую роль играла любовь в жизни Фета? Чем вы можете объяснить трагедию? Сообщения учащихся: 1.Знакомство с М.Лазич. 2.Раздумья о женитьбе «Помнишь час».
3.Возвышенная любовь не
выдерживает столкновений с житейским 4.Разрыв. 5.Гибель М.Лазич./ Итальянские скрипичных дел мастера говорили, что лучшие по звучанию скрипки получаются из той ели, которую пронзила молния. Трудно представить себе, что обугленный кусочек древесины может превратиться в прекрасный инструмент. Сожженная молнией равнодушная любовь Фета к М.Лазич, превратилась неожиданно в ту волшебную скрипку, которая стала его поэзией. «Ты отстрадала, я еще страдаю...» Любовь... Какое огромное значение она играла в жизни Тютчева с юношеских лет и до последних минут его жизни... Какие прекрасные и необыкновенные женщины вдохновляли поэта на чудесные строчки. Многое из того, что произошло с Тютчевым, о чем нельзя умолчать, может вызвать недоумение или даже осуждение. Но не будем делать поспешных выводов, а лучше вглядимся в сложную и противоречивую историю Тютчевской любви... В Мюнхене Тютчев влюбился в молодую и прекрасную Амалию фон Лерхенфельд, которая так и не стала никогда его женой, но другом осталась на всю жизнь. Незадолго до смерти в 1870 г. Тютчев в 1870 г. Тютчев посвящает А. такие замечательные строчки: «Я встретил Вас и все былое...» /Исполнение романса./ Трудно найти человека, которого любовь захватила и потрясла в такой же степени, как Тютчева: он отдавался ей со всей полнотой своего существа. На седьмом десятке поэт пишет своей дочери Дарье, которая так и не вышла замуж «... тебе я передал по наследству это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви...» Большой неожиданностью для знакомых и близких Тютчева стала его женитьба на Элеоноре Петерсон, вдове, матери четырех сыновей. Элеонора была полной очарования женщиной, о чем свидетельствуют ее портреты («бесконечно очаровательна»), Гейне и стихи, посвященные ей Тютчевым: Вдруг солнца луч приветный Войдет украдкой к нам И брызнет огнецветной Струею по стенам. /стр. 119, ЖЗЛ/ Ее любовь для Тютчева подобна благодатному лучу солнца. Тютчев прожил с Элеонорой двенадцать лет до ее драматической преждевременной смерти. Через десять лет после кончины Элеоноры, Тютчев воплотил в стихах свою длящуюся любовь к ней, хотя давно уже был женат на другой: Еще томлюсь тоской желанной, Еще стремлюсь к тебе душой, /стр.121, ЖЗЛ/ Понять и оценить Тютчева и как человека, и как мыслителя, и как поэта сумела Эрнестина Перефеель. В этой любви присутствовало и глубокое духовное взаимопонимание и властная страсть /она выучила специально русский язык, чтобы читать стихи Тютчева/. Люблю глаза твои, мой друг, С игрой их пламенно - чудесной, Когда их приподнимаешь вдруг, И словно молнией небесной Окинешь было целый круг... Эту любовь можно назвать поистине великой любовью. Сколько жизненных невзгод и испытаний принесла она Э.Ф. Но, наверное, самое серьезное испытание на порядочность, выдержанность - это последнее увлечение уже немолодого Тютчева Еленой Денисьевой. О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль гордясь... /Сб. Тютчева, стр. 119/ Тютчев вызвал в молоденькой смолянке глубокую любовь, которая охватила все ее существо. /Рассказываю о трудностях любви/. Тютчев часто обвинял себя в недостаточной любви к Е.Д., но на самом деле он отдал ей всю душу. Достаточно шумный скандал в связи сее увлечением Тютчевым нанес ей страшный удар. Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей, И ты невольно устыдилась И тайн и жертв доступных ей... /Отличие Е.Д. от прежних возлюбленных/. Разве предчувствовал Тютчев, что он переживет свою прекрасную возлюбленную! 4 августа 1864 г. Е.Д. скончалась на руках Тютчева. Трагедия была не в смерти как таковой, трагедия была с самого начала... «Пустота, страшная пустота... Даже вспомнить о ней, вызвать ее, живую в памяти, как она была, глядела, двигалась, говорила, этого не могу. Страшно невыносимо!» Тютчев жестоко укорял себя в том, что, в сущности, он все-таки сгубил ее и не как не мог сделать ее счастливой в том фальшивом положении, в которое он ее поставил. Не мог в свое время исполнить просьбу Д. Об издании книги его стихотворений с посвящением ей. Потеряв возлюбленную, поэт молит о том, чтобы трагедия осталась с ним. О, Господи, дай жгучева страданья, И мертвенность души моей рассей: Ты взял ее, но муку вспоминанья, Живую муку мне оставь по ней. /Блоковское преклонение перед женщиной/.
Вывод: любовь для Тютчева и Фета - основной мотив творчества, источник обогащения души, способ связи человека с миром, со всем живым. Есть любовь, значит есть ощущение Родины. Умом Россию не понять, Аршином не измерить У ней особенная стать: В Россию можно только верить. Современное искусство /особенно популярное /озабоченно прежде всего поисками красивости, необычности, торжественности: костюмы, эффекты, желание «говорить красиво»... А подлинная красота, как и подлинная культура сложнее и серьезнее. Она трудна для осмысления, она трагична и всегда непредсказуема. Сегодня мы попытались прикоснуться к этой подлинной красоте и отойти от красивости. Целый мир от красоты, От велика и до мало И напрасно ищешь ты Отыскать ее начало. Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно - человечно. |