|
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) |
Уроки:
â " Скрещение человеческих и поэтических судеб М.Цветаевой и Б.Пастернака"
â "О варвары, о, разбойники!"
â "Здесь духа мощного господство, здесь утонченной жизни цвет..."
â "Почему мы, Русь, - несчастнее других?"
|
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ Тема: «О, варвары, о, разбойники!» Изображение мира лжи и чистогана в драме А.Н. Островского «Бесприданница».
Задача: раскрыть сущность мира, который явился причиной гибели главной героини. Вид урока: урок - исследование. Оборудование: грамзапись с песнями из кинофильма «Жестокий романс», фотография В.Ф. Комиссаржевской, текст драмы А.Н. Островского «Бесприданница». ... красота, и душа, и любовь в этом мире уже обречены. Б. Костелянец. Ход урока. Вступительное слово учителя. В 1864 году Ф.М. Достоевский в письме брату Михаилу по поводу «Записок из подполья» писал: «Ты понимаешь, что такое переход к музыке? Точно так и тут. В первой главе, по-видимому, болтовня, но вдруг эта болтовня в последних главах разрешается неожиданной катастрофой». Такое, излюбленное Достоевским, построение еще более, чем для музыки, характерно для драмы. Ярчайший тому пример - «Бесприданница». Именно с «болтовни» она начинается, разрешается же великим страданием, катастрофой и очищением. Докажите на примерах из текста, что это действительно так. /Учащиеся называют следующие отрывки из пьесы: диалог содержателя кофейной Гаврилы со своим слугой Иваном, сцену приезда Паратова и его объяснение с Ларисой, сцену вечера у Карандышева, монолог Карандышева, монолог Ларисы, последний диалог Ларисы и Карандышева./ Учитель. Для того, чтобы понять трагедию Ларисы, ее ошибки, противоречия и очищение, необходимо очень внимательно исследовать причины, которые привели Ларису к гибели, а следовательно, подробно остановиться на характерах и поступках людей, окружавших главную героиню. Как вы думаете, кто первый виновник трагедии Ларисы? /Учащиеся называют Огудалову, «бойкую женщину» /. Почему? /Учащиеся приводят примеры из текста, связанные с судьбой сестер Ларисы. Находят фразу, сказанную Вожеватовым: «Да, у них в доме на базар похоже», слова Огудаловой: «Без хитрости на свете не проживешь», доказывают, что мать торгует дочерью./ Можно ли отнести Огудалову к «миру лжи и чистогана»? Как складываются отношения Огудаловой с дочерью? Случайно ли из уст Ларисы звучит романс Гурилева «Матушка, голубушка, солнышко мое, пожалей, родимая, дитятко твое!»? Вывод, к которому приходят учащиеся: Не случайно в устах Ларисы звучит именно этот мотив. В нем просьба о жалости, о сочувствии, о помощи, о поддержке. Почему Огудалова считает, что Лариса поторопилась, дав согласие Карандышеву? Права ли Огудалова, считая, что лучше унижаться в молодости, чтобы потом жить нормально? Вывод: Югудалову меньше всего заботит вопрос о душе дочери, она вообще не верит в существование души. Иронически-одобрительно заявляя: «Сделай милость, отдыхай душой» - Огудалова выступает не просто как сообщница бездушного, циничного «идола» Кнурова, но и как его единомышленница. Докажите, что Огудалова, узнав о приезде в город какого-то богача, хочет снова втравить свою дочь в погоню за богатым женихом. /Учащиеся приводят в пример слова из диалога Ларисы и Огудаловой: «Лариса. Опять притворяться, опять лгать! Огудалова. И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь»/ Вывод: Огудалова - первая, кто толкает Ларису к трагедии. У матери дочь не может найти защиты. «Свои люди» в доме Огудаловой Хариты Игнатьевны пожилой человек, крупный делец - Мокий Парменыч Кнуров и молодой Вася Вожеватов. Что такое любовь в представлении Кнурова и Вожеватова? /Учащиеся доказывают на примерах из пьесы, что чувство любви чуждо «доброжелателям» Ларисы. Говоря о Ларисе, они признают: «Хорош виноград, да зелен», но вовсе не отказываются от «винограда» и определенно формулирует свои цели: «прокатиться на выставку» с Ларисой, в Париж. Приводят в пример диалог: «Кнуров. Не ручайтесь! Долго ли с вашими летами влюбиться, а уж тогда какие расчеты! Вожеватов. Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю. Кнуров. Чего? Вожеватов. А вот, что любовью-то называют. Кнуров. Похвально, хорошим купцом будете...»/ Как вы понимаете слова Вожеватого о «простоватости» Ларисы? Почему Кнуров и Вожеватов не предостерегают ее от опасности? Уважают ли они Ларису? /Учащиеся приводят в пример отношения Кнурова и Вожеватова к Карандышеву/. Учитель зачитывает слова Кнурова: «Я все думал о Ларисе Дмитриевне». Мне кажется, она теперь в таком положении, что нам, близким людям, не только позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе». Уверен ли Кнуров в том, что он поступает по-настоящему благородно? /Учащиеся говорят о том, что Кнуров уверен в своем «благородном» поступке, потому что у него абсолютно отсутствуют какие бы то ни было представления о нравственности. Приводят в пример сцену, когда Кнуров и Воживатов решают дальнейшую судьбу Ларисы./ Они даже не замечают внутреннего состояния девушки. По ремаркам учащиеся определяют, что испытывает Лариса, которую Кнуров приглашает на «выставку» в Париж: / «Лариса отрицательно кивает головой», «Лариса молчит», «Лариса поворачивает голову в другую сторону», «Лариса молчит»./ Почему вожсватовская покупка «Ласточки» недолго занимает собеседников? Учащиеся: мотив купли-продажи в прямом смысле этого слова не поднимается драматургом в пьесе. Островский затрагивает другую проблему: бессилие бедности и всевластия золотого мешка. «Бесприданница» - это пьеса о купле - продаже женщины, превращаемой в товар, соответствующим образом оцененный. В ответ на слова Карандышева о «цыганском таборе» /доме Огудаловой / Лариса с вызовом вспоминает о том, что в этом доме был Паратов, благородная личность, «идеал мужчины». Что Лариса понимает под «идеалом»? Впрямь ли ему соответствует Паратов? / Учащиеся, приводя примеры из текста драмы, развенчивают «идеал» Ларисы, рассуждают о том, что ничего заветного в жизни для Паратова нет. Его девиз: «Найду выгоду, так все продам, что угодно: Лариса придумала себе Паратова, ожидая найти в нем страстную натуру, подобную ей самой. Способность к риску, порывистость, размах и даже безрассудство Паратова Лариса воспринимала как стихийную поэзию жизни./ Увлечен ли Паратов Ларисой по-настоящему? Можно ли поступок Паратова по отношению к Ларисе расценивать как обман? /Учащиеся выступают, высказывая различные мнения. Одни, доказывая примерами из теста /сцена пения Ларисы/, на самом деле считают, что Паратов ведет себя искренне, другие доказывают, что бездушные «цифры» давно вытеснили у него душу./ Вывод. Дело ведь не только в том, что Паратов обручен, что, поманив Ларису за Волгу, он ее обманул, а обман свой объяснил «мгновенным увлечением», страстный угар которого быстро прошел. Дело еще и в том, что Лариса обманывала себя, тщетно надеясь найти и обрести тот «идеал мужчины», которого в жизни уже и не найти вовсе. Она обвиняет Паратова, будто он ей сказал: «Брось все, я твой». Но ведь он ей этого не говорил. Когда Паратов сказал: « Я завтра уезжаю», - она эти слова и слышала и не слышала, ибо надеялась все переделать по-своему. Она хотела уподобить Паратова себе, но это оказалось невозможным. И Ларисе приходится взглянуть правде в глаза и понять, что Паратов - всего только вещь, уже закупленная богатой невестой. Кто же подлинный виновник гибели Ларисы? /Учащиеся находят в тексте слова Робинзона: «О, варвары, о разбойники! Ну, попал в компанию!» / Да - варвары, да - разбойники и Огудалова, и Кнуров, и Вожеватов, и Паратов, хотя каждый из них разбойничает по-своему. Да, они сильны, бороться с ними Ларисе трудно, но задача нашего следующего урока - доказать, что главная героиня и духовно и нравственно находится над миром лжи и чистогана.
|