УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Главная

 

Уроки:

 

â   " Скрещение  человеческих и поэтических судеб М.Цветаевой и Б.Пастернака"

 

â  "О варвары, о, разбойники!"

 

â  "Здесь духа мощного господство, здесь утонченной жизни цвет..."

 

â  "Почему мы, Русь, - несчастнее других?"

 

Читательская конференция

 

Об авторе

  

УРОК - РАЗМЫШЛЕНИЕ

Тема: «Здесь духа мощного господство,

здесь утонченной жизни цвет...»

(Лирика А.А. Фета и Ф.И. Тютчева)

        

Цель: воспитать чувство прекрасного, любовь к поэтическому слову.

"... через головы современников передадут мой труд грядущим поколеньям"                                                                  Шопенгауер

Весна... Природа просыпается, все тянется к свету, теплу. Звенит капель, бегут ручьи, пригревает ласковое солнышко. В такой день можно долго бродить по знакомым улицам родного города, мечтать, вслушиваться, думать... И то ли от шаловливого весеннего ветерка, то ли от дурманящего запаха освободившейся от снега земли душу переполняют чувства, которые нельзя передать обычными словами: хочется петь, читать стихи.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят,

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят.

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед».

Прекрасные строчки, знакомые с детства.

Кому принадлежат они?

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало,

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

Вторит Тютчеву другой русский поэт А.Фет. Сегодня мы прикоснемся к вершинам русской классической поэзии - поразмышляем над бессмертными строчками А.Фета и Ф.Тютчева.

К сожалению, и при жизни, и долгое время после смерти поэтов их лирические шедевры оценивались не по законам искусства, а с точки зрения их социальной значимости, с классовых позиций. Следует отметить, что поначалу появление лирических откровений Фета и Тютчева сопровождались положительными откликами. Но позднее, когда накануне крестьянской реформы и после нее обострились социальные противоречия, и на страницах журнала «Современник» развернулась общественно-политическая борьба, оценка творчества Фета и Тютчева резко изменилась. Революционно-демократическая критика все чаще и чаще отзывается о них недоброжелательно. Например, Зайцев, друг Писарева, потешался над Фетом, а Чернышевский писал: «Есть у него стихи очень миленькие, только все они такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если б научилась писать стихи, - везде речь идет о впечатлениях и желаниях, существующих и у лошади, и у человека». Я знавал Фета, он положительно идиот: идиот, каких мало на свете...»

Отношение к творчеству Тютчева и Фета изменилось в начале XX века, когда последовали одно за другим выступления поэтов - символистов, Бальмонта, Брюсова, в которых подчеркивались высокие достоинства их произведений.

После 17 года поэзии Тютчева и Фета, как эстетическая теория «чистого искусства», вновь была подвергнута нападкам, что и предопределило содержание публикаций последующих десятилетий. Даже в «Литературном энциклопедическом словаре» / изд. 1987 г./ в статье «Искусство для искусства» можно найти такие рассуждения: «...марксистская эстетика «непримирима к антиобщественным тенденциям в литературе... художники и поддерживающие их теоретики «чистого искусства» стремятся воссоздать мир красоты помимо и вопреки действительности». Подобные высказывания можно найти и в старых учебниках литературы для 10 класса.

Наша задача сегодня - «выпрямить» взгляд на творчество великих поэтов, постараться понять их стихи и оценить по достоинству.

Когда знакомимся с творчеством того, или иного поэта, мы прежде всего обращаемся к его Музе.

Что вы знаете о Музе Пушкина, Лермонтова, Некрасова? Какой представляется вам Муза Тютчева и Фета?

Музу Фета приходится почти только угадывать по его произведениям, как Золушку по башмачку. О своей музе Фет говорил: Цветы последние в руках ее дрожали, Отрывистая речь была полна печали, И женской прихоти и серебристых грез, Невысказанных мук и непонятных слез.

Тютчев не посвящал стихов своей Музе, как другие поэты. Он
вообще не считал поэтическое творчество самым значительным в жизни. Тютчев написал всего триста небольших стихотворений, но современник его Фет сумел разглядеть в этом большом наследии Музу
Тютчева:     

... Муза, правду соблюдая,

Глядит, и на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

Как вы понимаете эти строчки?

Наверное непризнание при жизни, это судьба многих настоящих поэтов. М.Цветаева писала: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед».

Сегодня настал черед говорить о поэзии и судьбе Фета и Тютчева.

Как сложилась судьба Фета? /Рассказать кратко все, кроме истории любви с М.Л./

Только в 1873 г. Была наконец утверждена за А.А. отцовская фамилия Шеншишна, со всеми связанными с нею правами. Несмотря на все жизненные перипетии, душевные качества Фета представляли собой явление необыкновенное. Он был человеком доброжелательным, внимательным к окружающим. В своей личной судьбе, в своем частном бытии Тютчев бесконечно сложный человек, как бы весь сотканный из противоречий и разногласий. Вот хотя бы одна из характерных противоречий тютчевской жизни: поэт был постоянно погружен - как мало кто из людей - в сокровенный мир глубоко личных переживаний и в то же время непрестанно мыслил о судьбах России, Европы, целого мира.

Воспитанный в богатой дворянской семье, получивший блестящее образование, Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел, путешествует по Европе, встречается с интереснейшими людьми. Но судьба складывается так, что в конце концов Тютчев отказывается от успехов литературных и служебных, но он не может подавить в себе энергию мысли и деятельности, которая искала себе применения. Таким он оставался до конца своих дней. Аксаков вспоминал, как в разговорах с этим седовласым, нередко хворым, чуть не 70-летним стариком, почти всегда зябнувшим и согревающимся пледом, не помнилось об его летах. Это был пламень сам из себя возгоревший. Даже на смертном одре мысль Тютчева продолжала пульсировать. Прикованный к постели, с ноющей и сверлящей болью в мозгу, не имея возможности ни подняться, ни перевернуться без чужой помощи, с голосом едва внятным, он дивил врачей и посетителей блеском своего остроумия.

У нас была такая задумка: провести урок отдельно по творчеству Фета и Тютчева.

Почему мы от нее отказались? /Ответ учащихся/.

Судьбы разные - но поэзии присущи многие общие черты. Какие? Рассмотрим основные мотивы лирики Фета и Тютчева в единстве. Из всех лирических поэтов, доселе живущих, ни один до такой степени не сумел себе усвоить чисто философский дух и остаться притом исключительно поэтом, как Фет. Фет - золотое звено, связующее красоту с истиною, золотой мост между поэзией и философией. Его стихи требуют долгого и вдумчивого изучения. Его рассуждения не дают покоя нам с вами. Зачем человек живет? Для какой цели родился? Почему одного посещает удача, а другого преследует рок?

Фет не материалист, а мистик. Докажите это.

/ Учащиеся читают и анализируют стихотворение «Ласточка»./

Ласточка

                                 Природы праздный соглядатай,

                                Люблю, забывши все кругом,

Следить за ласточкой стрельчатой

Над вечереющим предом...

Вот понеслась и зачертила

                                 И страшно, чтобы гладь стекла

Стихией чуждой не схватила

Молниевидного крыла, -

И снова то же дерзновенье

И та же темная струя.

Не таково ли вдохновенье

И человеческого я?

Не так ли я сосуд скудельный,      

Дерзаю на запретный путь,

                                    Стихии чуждой, запредельной,

Стремясь, хоть каплю зачерпнуть?

Как вы понимаете смысл стихов?

Мысли Тютчева - это подземные ключи, которыми питается его философская лирика, они дают ей несокрушимую силу. Поэт стремится познать вечное, определить вечное. Но всякое человеческое знание обречено. Сущность бытия: хаос, тайна.

Как жадно в небо рвешься ты,

Но тень незримо роковая

Твой луч упорно преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

Как бессильна человеческая мысль, так бессильно и человеческое слово. Тютчев живо ощущал это бессилие. Он сравнивал свою мысль с подстреленной птицей. Не удивительно поэтому, что в самом своем задушевном стихотворении, он оставляет нам такой суровый

совет:

«Молчи, скрывайся и таи:...»

Каково ваше впечатление от этого стихотворения?

Звучит мелодия из «Времен года».

Без сомнения творчество Тютчева и Фета свидетельствует о желании быть певцами русской природы.

Какое впечатление на вас произвели стихи Фета и Тютчева о природе?

Сравните манеру описания природы Тютчевым и Фетом.

/Учащиеся анализируют стихи о природе, сравнивают/. Вывод. Фет подходит к изображению пейзажа не так, как многие его современники. Пейзажные зарисовки насыщены множеством деталей, которые не ускользают от чуткого и внимательного наблюдения.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья...

Когда вы читали стихи у вас создавались определенные ассоциации, впечатления. Вы закрывали глаза и мысленно представляли

себе...

Какие репродукции к стихам Тютчева и Фета вы подобрали?

Почему?

Очень часто творчество Фета сравнивают с творчеством импрессионистов /Показываю работы Юросова - Мусатова/. Почему? /Романс «На заре ты ее не буди...»/

Заметили ли вы разницу в восприятии природы Тютчевым и Фетом?

Вывод: у Фета сердце человеческое среди природы: У Тютчева человек подчиняет своим радостям равнодушную природу. Для Тютчева человек лишь «Греза природы». Во многих стихах поэта звучит благоговейное преклонение перед природой.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Все в природе для Тютчева живо, все говорит с ним понятным сердцу языком. Он жалеет тех, перед кем леса молчат, перед кем ночь темна. Стихи Тютчева о природе - это всегда страстное признание в любви к ней. По сравнению с жизнью человека, ничтожной и жалкой, в природе все прекрасно и гармонично, а человек перед природой сирота бездомный. Человек приносит в природу дисгармонию.

Встречались ли вы с другим взглядом на природу? В каком произведении? / «Отцы и дети»./

Как мало быть добрым и ясным душою, любоваться и наслаждаться природой: в жизни приходиться действовать, принимать те или иные решения в зависимости от своих нравственных воззрений, от понимания добра и зла.

Не лжива юная отвага.

Согнись над роковым трудом -

И мир свои раскроет блага,

Но быть не мысли божеством!

И даже в час отдохновенья,

Подъемля потное чело,

Не бойся горького сравненья

И различай добро и зло.

В своей жизни поэты не раз сталкивались с этими нравственными понятиями, да они и сами являлись носителями добра, а иногда даже и зла, особенно в любви.

Какую роль играла любовь в жизни Фета? Чем вы можете объяснить трагедию?

Сообщения учащихся:

1.Знакомство с М.Лазич.

2.Раздумья о женитьбе «Помнишь час».

3.Возвышенная любовь не выдерживает столкновений с житейским
расчетом.

4.Разрыв.

5.Гибель М.Лазич./

Итальянские скрипичных дел мастера говорили, что лучшие по звучанию скрипки получаются из той ели, которую пронзила молния. Трудно представить себе, что обугленный кусочек древесины может превратиться в прекрасный инструмент. Сожженная молнией равнодушная любовь Фета к М.Лазич, превратилась неожиданно в ту волшебную скрипку, которая стала его поэзией.

«Ты отстрадала, я еще страдаю...»

Любовь... Какое огромное значение она играла в жизни Тютчева с юношеских лет и до последних минут его жизни... Какие прекрасные и необыкновенные женщины вдохновляли поэта на чудесные строчки. Многое из того, что произошло с Тютчевым, о чем нельзя умолчать, может вызвать недоумение или даже осуждение. Но не будем делать поспешных выводов, а лучше вглядимся в сложную и противоречивую историю Тютчевской любви...

В Мюнхене Тютчев влюбился в молодую и прекрасную Амалию фон Лерхенфельд, которая так и не стала никогда его женой, но другом осталась на всю жизнь. Незадолго до смерти в 1870 г. Тютчев в 1870 г. Тютчев посвящает А. такие замечательные строчки: «Я встретил Вас и все былое...»

/Исполнение романса./

Трудно найти человека, которого любовь захватила и потрясла в такой же степени, как Тютчева: он отдавался ей со всей полнотой своего существа. На седьмом десятке поэт пишет своей дочери Дарье, которая так и не вышла замуж «... тебе я передал по наследству это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви...» Большой неожиданностью для знакомых и близких Тютчева стала его женитьба на Элеоноре Петерсон, вдове, матери четырех сыновей. Элеонора была полной очарования женщиной, о чем свидетельствуют ее портреты («бесконечно очаровательна»), Гейне и стихи, посвященные ей Тютчевым:

Вдруг солнца луч приветный

Войдет украдкой к нам

И брызнет огнецветной

Струею по стенам.     /стр. 119, ЖЗЛ/

Ее любовь для Тютчева подобна благодатному лучу солнца. Тютчев прожил с Элеонорой двенадцать лет до ее драматической преждевременной смерти. Через десять лет после кончины Элеоноры, Тютчев воплотил в стихах свою длящуюся любовь к ней, хотя давно уже был женат на другой:

Еще томлюсь тоской желанной,

Еще стремлюсь к тебе душой,    /стр.121, ЖЗЛ/

Понять и оценить Тютчева и как человека, и как мыслителя, и как поэта сумела Эрнестина Перефеель. В этой любви присутствовало и глубокое духовное взаимопонимание и властная страсть /она выучила специально русский язык, чтобы читать стихи Тютчева/.

Люблю глаза твои, мой друг,

С игрой их пламенно - чудесной,

Когда их приподнимаешь вдруг,

И словно молнией небесной

Окинешь было целый круг...

Эту любовь можно назвать поистине великой любовью. Сколько жизненных невзгод и испытаний принесла она Э.Ф. Но, наверное, самое серьезное испытание на порядочность, выдержанность - это последнее увлечение уже немолодого Тютчева Еленой Денисьевой.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль гордясь...

/Сб. Тютчева, стр. 119/

Тютчев вызвал в молоденькой смолянке глубокую любовь, которая охватила все ее существо.

/Рассказываю о трудностях любви/.

Тютчев часто обвинял себя в недостаточной любви к Е.Д., но на самом деле он отдал ей всю душу. Достаточно шумный скандал в связи сее увлечением Тютчевым нанес ей страшный удар.

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей,

И ты невольно устыдилась

И тайн и жертв доступных ей...

/Отличие Е.Д. от прежних возлюбленных/.

Разве предчувствовал Тютчев, что он переживет свою прекрасную возлюбленную! 4 августа 1864 г. Е.Д. скончалась на руках Тютчева. Трагедия была не в смерти как таковой, трагедия была с самого начала...

«Пустота, страшная пустота... Даже вспомнить о ней, вызвать ее, живую в памяти, как она была, глядела, двигалась, говорила, этого не могу. Страшно невыносимо!» Тютчев жестоко укорял себя в том, что, в сущности, он все-таки сгубил ее и не как не мог сделать ее счастливой в том фальшивом положении, в которое он ее поставил. Не мог в свое время исполнить просьбу Д. Об издании книги его сти­хотворений с посвящением ей. Потеряв возлюбленную, поэт молит о том, чтобы трагедия осталась с ним.

О, Господи, дай жгучева страданья,

И мертвенность души моей рассей:

Ты взял ее, но муку вспоминанья,

Живую муку мне оставь по ней.

/Блоковское преклонение перед женщиной/.

                                    

Вывод: любовь для Тютчева и Фета - основной мотив творчества, источник обогащения души, способ связи человека с миром, со всем живым. Есть любовь, значит есть ощущение Родины.

Умом Россию не понять,

Аршином не измерить

У ней особенная стать:

В Россию можно только верить.

Современное искусство /особенно популярное /озабоченно прежде всего поисками красивости, необычности, торжественности: костюмы, эффекты, желание «говорить красиво»... А подлинная красота, как и подлинная культура сложнее и серьезнее. Она трудна для осмысления, она трагична и всегда непредсказуема. Сегодня мы попытались прикоснуться к этой подлинной красоте и отойти от красивости.

Целый мир от красоты,

От велика и до мало

И напрасно ищешь ты

 Отыскать ее начало.

 Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно - человечно.

 

На главную страницу

Hosted by uCoz