УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Главная

 

Уроки:

 

â   " Скрещение  человеческих и поэтических судеб М.Цветаевой и Б.Пастернака"

 

â  "О варвары, о, разбойники!"

 

â  "Здесь духа мощного господство, здесь утонченной жизни цвет..."

 

â  "Почему мы, Русь, - несчастнее других?"

 

Читательская конференция

 

Об авторе

   УРОК-ДИСКУССИЯ

Тема: «Почему мы, Русь, -

несчастнее других?»

/М.Горький «Несвоевременные мысли»/

 

Задачи урока: выяснить отношение А.М.Горького к революционным событиям в России, доказать с одной стороны, своевременность «Несвоевременных мыслей», с другой стороны, их утопический характер, постараться понять трагедию М.Горького как художника и как человека.

... Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бледно, разбросано и неприютно в тебе;... Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непос­тижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи? И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль перед твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор?

Н.В.Гоголь

Ход урока. Вступительное слово учителя.

Россия... Многострадальная наша Родина! Сколько испытаний уже выпало на твою долю, сколько их еще предстоит, кто знает? «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного. Прекрасного далека тебя вижу: бледно, разбросано и неприютно в тебе; Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи? И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль перед твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор?» Так писал о России Н.В.Гоголь в середине прошлого века. Но и сегодня мысли великого писателя не дают нам покоя, потому что у каждого честного человека болеет душа за будущее его Родины.

Что произошло с нами? Еще вчера мы пели: « Нам ли стоять на месте? В своих дерзаниях всегда мы правы!», еще вчера у нас были непоколебимые идеалы, и мы свято в них верили, верили в грядущее светлое будущее. А сегодня ничего этого больше нет. Сознание наше раскрепощено, мы абсолютно свободны, но многих из нас эта свобода пугает, потому что она требует самостоятельности и ответственности, заставляет думать и решать, а не доверяться обольстительным мечтам и программам идеологов и вождей. История дает нам шанс обо всем подумать, даже о самом святом и неприкосновенном ранее, о революции, которая всегда была вне анализа, мы ею только восторгались, всех поверяли ее величием и правотой... Восторгались и творчеством А.М.Горького, считая его первым пролетарским писателем, основоположником социалистического реализма, относились к нему как к победителю, которого не судят...

Но сегодня именно Горький и его произведения стали средоточением спора о России, спора, который начинается заново. И сейчас уже невозможно исключить из него все духовное наследие писателя, прежде всего его статьи, написанные в один из ответственных моментов истории России, под общим названием «Несвоевременные мысли». Сегодня на уроке мы должны понять, как спешил Горький все сказать ко времени, даже опередить его, чтобы наметить возможные ходы на будущее. Несмотря на то, что все-таки во многом воззрения писателя на происходящие события были утопическими, он, несомненно, стал зеркалом Октябрьской революции.

Историческая справка.

Горький не один раз жаловался, что революция выключила его из писательской работы. «Ничего не пишу, не занимаюсь литературой. Не такое теперь время, чтобы этим заниматься», - говорил он в 1919 году. И хотя это не совсем так, важно подчеркнуть, что главным делом этого периода он считает свою публицистику. За 14 месяцев работы в газете «Новая жизнь», органе социал-демократов, Горький опубликовал около восьмидесяти статей, из которых затем сформировал две книги: «Революция и культура. Статьи 1917 года» и «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре», изданные соответственно в Берлине и Петрограде. С тех пор эти книги у нас не появлялись, на 70 лет утонув в недоступных чревах спецхранов.

Мысли, как оказывается, могут быть, если верить А.М.Горькому, своевременными и несвоевременными, что само по себе, конечно, парадокс, нонсенс, ибо мысль всегда что-то открывает, раскрывает, объясняет, стремится к познанию не только общества, но и самого носителя мысли. Сегодня нам предстоит разобраться в этом.

Почему А.М.Горький радостно приветствует и напутствует февральскую буржуазно-демократическую революцию? /Горький считал, что наследство, оставленное революции монархией, - ужасно, поэтому Февральскую революцию он приветствует словами: «Мы должны дружно взяться за работу всестороннего развития культуры, - революция разрушила преграды на путях к свободному творчеству, и теперь в нашей воле показать самим себе и миру наши дарования и таланты, наш гений..»/

Почему же меняется мнение М Горького о революции Октябрьской? /Буревестник грядущей революции буквально опалил свои крылья в огненной буре революции подлинной, настоящей/. /Путь между двумя революциями - буржуазной и социалистической - трудный путь. Печатаясь на страницах   «Новой жизни»,   Горький пытался выбрать свою позицию, свое отношение к действительности, развивающимся событиям. И как бы впоследствии он ни писал отрицательно о политике, «Несвоевременные мысли» - политическая публицистика, которая вполной мере раскрывает кричащие противоречия, которые были характерны и для самой жизни и для автора./

Какие проблемы поднимает A.M. Горький в своих публицистических статьях?

/Учащиеся отвечают, приводя примеры из текста, что это проблемы: «грязной»литературы», войны и человека искусства, культуры, человеческих взаимоотношений, самосудов, антисемизма, интеллигенции, власти большевиков, революции, жестокости, совести./

Что же мешает Горькому принять уже совершившуюся революцию? Какие обстоятельства определяют критический пафос «Несвоевременных мыслей»?

/Насилие, варварство, с которым Горький сталкивается почти каждый день. Он, например, говорил с болью о расхищении национального имущества в Зимнем, Гатчинском и других дворцах, о разгроме Малого театра в Москве, о «заключении в тюрьму неизвестно за что» Паниной, Долгорукова, Сытина, много сделавших для просвещения русского народа./

Как вы думаете, о каком разъединении пишет Горький на страницах своих публицистических статей?

/Горький болезненно переживает разъединение политики и нравственности, гуманистических идеалов революции и практики тех, кто захватил власть. В своих статьях он рисует мрачные картины: «Мы живем по горло в крови и грязи, густые тучи отвратительной пошлости окружают нас...»

«народ изболел, исстрадался, измучен неописуемо, полон чувства мести, злобы, ненависти, и эти чувства все растут, соответственно силе своей, организуя волю народа.»

«Издохла совесть. Чувство справедливости направлено на дело распределения материальных благ...»/

Какова характерная особенность «Несвоевременных мыслей»? /Психологизм - характерная особенность публицистики Горького. Психологизм помог вскрыть Горькому конфликты социальные/.

Что, по мнению Горького, разъединяет людей, а что объединяет? /Учащиеся рассуждают, опираясь на текст, что «...политика и религия разъединяют, а искусство объединяет»/

Какие «две злобы» видит в текущем дне?

/Борьба партий и культурное строительство. Это совместить нельзя. «Политическая борьба делает строительство культуры почти невозможным». Учащиеся считают, что эти мысли Горького можно назвать своевременными для нашего дня/.

Как вы думаете, в чем корень одной из самых драматических ошибок А.М.Горького? /Учащиеся приводят примеры из статей, в которых М.Горький ругает народ, противопоставляет крестьян рабочим, пишет о том, что крестьян необходимо перевоспитывать/.

В чем проявляется утопизм Горького - публициста на страницах «Несвоевременных мыслей»?

/Одиннадцатиклассники делают выводы о том, что утопическими являются мысли писателя о крестьянах, его обращение к женщинам: «перестаньте кричать, ненавидя и презирая, кричите любя    попытайтесь своей силой создать явления, возвышающие человека в его и в
ваших глазах.»/

Что, по мнению Горького, оттолкнуло интеллигенцию от большевиков и Советской власти?

/Насилие, разрушения... Рассуждения учащихся, примеры из текста «Несвоевременных мыслей», «Окаянных дней» И.Бунина, «Черной книжки» З.Гиппиус/.

Есть ли в «Несвоевременных мыслях» трагические пророчества? Какой видится на этом фоне фигура Ленина? /Рассуждения одиннадцатиклассников о современности, о личности В.И.Ленина. Рассуждения подтверждаются примерами из очерка «Владимир Ильич Ленин» 1920 года и очерка «В.И.Ленин», отрывками из «Несвоевременных мыслей»/.

Учитель: «В июне 1918 года газета «Новая жизнь» была закрыта, а не задолго до закрытия статьи Горького становятся все более не отвечающими рубрике, под которой они печатались: ранее «несвоевременные», они становятся все более «своевременными», созвучными для новой власти. Писатель призывает «смягчить» нравы большеви­ков, говорит о необходимости оказания им помощи.

Как звучит голос последних статей?

/Тихо, жалобно. Горький не настаивает, не возмущается, не кричит. Он тихо просит обращаясь неизвестно к кому: «Надо что-то делать, необходимо бороться с процессом физического и духовного истощения интеллигенции, надо почувствовать, что она является мозгом страны»./

Учитель: «Да, на страницах уже почти умирающей газеты Горький еще будет призывать вести культурно-просветительскую работу в народе, будет пытаться встать над политой и дорогим самопожертвованием заплатит позднее, что еще раз докажет глубину и правоту его тогдашних пророчеств. Трагедия писателя примет необратимый характер; его мысли станут «своевременные» для правителей и «несвоевременными» для народа.

Но с этим у нас считаться было не принято. В этом-то, видимо, и главная причина, «почему мы, Русь, - несчастнее других».

 

На главную страницу

Hosted by uCoz