Тренинг познавательных процессов
 

Введение

Тренинг мышления

Тренинг внимания

Тренинг восприятия

Тренинг воображения

Заключение

Литература

Об авторе

ВВЕДЕНИЕ

   Особенности развития познавательных способностей подростка (11-12 – 15-16 лет)часто служат причиной трудностей в школьном  обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и изменению себя как обучающегося. Но в реальной школьной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.

   Именно на этом этапе важно и наиболее целесообразно проводить с учащимися специальные занятия, направленные на развитие  и коррекцию недостатков их познавательной сферы. При этом необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности уровня  сформированности познавательных процессов подростка.

   К подросткам необходим особый психодиагностический подход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты. По уровню своего интеллектуального развития подростки не намного уступают взрослым людям, поэтому, изучая их познавательные процессы, вполне уже можно применять тесты, предназначенные для взрослых людей, с ограничениями, которые касаются в основном только специальных, научных терминов и понятий.

    Имея в виду то, что подростки – это еще наполовину дети, к ним нужно применять полудетские и полувзрослые формы тестирования. Основной из них должна оставаться игровая форма, а сами тестовые  задания должны быть такими, чтобы непосредственно привлекать к себе внимание и вызывать интерес  ребенка. Вряд ли подросток с большим желанием и усердием станет работать над тестом, который для него малоинтересен, даже если участие в тестировании мотивированно далеко идущими жизненными интересами.

    Вполне допустимо, например, дать возможность подростку отойти от точной формулировки инструкции, сопровождающей тестирование, и что-то сделать по-своему, не в ущерб целям тестирования.

 Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения.

Методики изучения восприятия:

  • методика «Компасы» (восприятие пространственных признаков);

  • методика «Часы» (восприятие пространственных признаков);

  • методика изучения восприятия времени.

Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организованно и контролируемо самим школьником. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями, а также снижением интереса к учебной деятельности.

Методики изучения внимания:

  • методика «Корректурная проба»;

  • методика «Красно-черные таблицы»;

  • методика Мюнстенберга;

  • методика «Расстановка чисел»;

  • методика «Отыскание чисел»;

  • методика «Отыскание чисел с переключением».

Память, ее индивидуальные различия в функционировании относят к числу индивидуальных особенностей подростка. Для успешного обучения школьника способам рационального запоминания, необходимо знать преобладающий тип памяти и индивидуальные особенности запоминания.

Методики изучения памяти:

  • метод опосредованного запоминания (по Л.С.Выготскому);

  • метод пиктограмм (по А.Р.Лурия);

  • методика «Запоминание цифр»;

  • методика «Запоминание образцов»;

  • метод попарного воспроизведения.

Мыслительная деятельность в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.

Методики изучения мышления:

  • методика Векслера (детский вариант);

  • ШТУР;

  • методика «Сложные ассоциации»;

  • методика «Матрицы Равена»;

  • методика «Анализ отношения понятий»;

  • методика «Выявление общих понятий»;

  • методика «Количественные отношения»;

  • методика «Интеллектуальная лабильность».

    Некоторые из перечисленных методик можно использовать в качестве тренинговых упражнений для психокоррекционных занятий, заменяя и усложняя стимульный материал, внося дополнительные параметры, критерии и условия в оценивание и интерпретацию заданий.

   Занятия по развитию и коррекции познавательных процессов школьников-подростков должны соответствовать главной цели – содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, а также коррекция разного рода затруднений в ее развитии; опираться на основополагающие принципы: научной обоснованности, ненанесения ущерба, объективности выводов, эффективности предлагаемых рекомендаций, системности.

В ходе проведения таких занятий решаются следующие задачи:

1)     обучение школьников приемам, методам развития и совершенствования их познавательной сферы;

2)     расширение функциональных и операциональных возможностей подростков, формирование у них необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности учебной деятельности, созданию «запаса прочности»;

3)     перестройка особенностей личности школьников, прежде всего их самооценки и мотивации учения.

Структура психокоррекционных занятий может варьировать в зависимости от уровня сложности предлагаемых методик, а также психофизических  особенностей определенной группы учащихся. Часто рекомендуется такой план проведения занятий:

  • упражнения для мышечной релаксации;

  • игры для установления контакта и доверительных взаимоотношений;

  •  знакомство учащихся с темой занятия, ее важностью и актуальностью;

  • тренинговые задачи, нацеленные на развитие и расширение объема познавательной сферы школьников;

  • диагностические методики для исследования реального уровня познавательных способностей подростков и проверки эффективности и целесообразности использования применяемых тренингов;

  • итоги занятия; игры и упражнения для мобилизации и создания эмоционально положительного фона у школьников.

Hosted by uCoz