Тренинг
познавательных процессов
|
|
Введение |
|
ВВЕДЕНИЕ
Особенности развития познавательных способностей подростка (11-12 – 15-16 лет)часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и изменению себя как обучающегося. Но в реальной школьной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению. Именно на этом этапе важно и наиболее целесообразно проводить с учащимися специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию недостатков их познавательной сферы. При этом необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности уровня сформированности познавательных процессов подростка. К подросткам необходим особый психодиагностический подход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты. По уровню своего интеллектуального развития подростки не намного уступают взрослым людям, поэтому, изучая их познавательные процессы, вполне уже можно применять тесты, предназначенные для взрослых людей, с ограничениями, которые касаются в основном только специальных, научных терминов и понятий. Имея в виду то, что подростки – это еще наполовину дети, к ним нужно применять полудетские и полувзрослые формы тестирования. Основной из них должна оставаться игровая форма, а сами тестовые задания должны быть такими, чтобы непосредственно привлекать к себе внимание и вызывать интерес ребенка. Вряд ли подросток с большим желанием и усердием станет работать над тестом, который для него малоинтересен, даже если участие в тестировании мотивированно далеко идущими жизненными интересами. Вполне допустимо, например, дать возможность подростку отойти от точной формулировки инструкции, сопровождающей тестирование, и что-то сделать по-своему, не в ущерб целям тестирования. Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения. Методики изучения восприятия:
Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организованно и контролируемо самим школьником. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями, а также снижением интереса к учебной деятельности. Методики изучения внимания:
Память, ее индивидуальные различия в функционировании относят к числу индивидуальных особенностей подростка. Для успешного обучения школьника способам рационального запоминания, необходимо знать преобладающий тип памяти и индивидуальные особенности запоминания. Методики изучения памяти:
Мыслительная деятельность в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности. Методики изучения мышления:
Некоторые из перечисленных методик можно использовать в качестве тренинговых упражнений для психокоррекционных занятий, заменяя и усложняя стимульный материал, внося дополнительные параметры, критерии и условия в оценивание и интерпретацию заданий. Занятия по развитию и коррекции познавательных процессов школьников-подростков должны соответствовать главной цели – содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, а также коррекция разного рода затруднений в ее развитии; опираться на основополагающие принципы: научной обоснованности, ненанесения ущерба, объективности выводов, эффективности предлагаемых рекомендаций, системности. В ходе проведения таких занятий решаются следующие задачи: 1) обучение школьников приемам, методам развития и совершенствования их познавательной сферы; 2) расширение функциональных и операциональных возможностей подростков, формирование у них необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности учебной деятельности, созданию «запаса прочности»; 3) перестройка особенностей личности школьников, прежде всего их самооценки и мотивации учения. Структура психокоррекционных занятий может варьировать в зависимости от уровня сложности предлагаемых методик, а также психофизических особенностей определенной группы учащихся. Часто рекомендуется такой план проведения занятий:
|